четверг, 28 июля 2016 г.

Прослушивание авиационного дипазона (Англия)


Практический все радиолюбители, бывалые или начинающие, так или иначе придаются увлекательным экспериментам с RTL-SDR устройствами и одно из любимых развлечений активных "эсдээрщиков" - прослушивание частот гражданской авиации. Однако, именно этот диапазон, содержит немало трудностей для сканирования и целый ряд "секретов"...


Немного теории

Все мы знаем, что такое FM Радио (87.5-108 МГц) и многие слушают его в машине и дома. Однако, в контексте статьи, необходимо упомянуть, что авиационный частотный диапазон, о котором далее пойдёт речь, простирается немногим за последнюю из FM радиостанции. Тем не менее, между FM диапазоном и авиационным, в Англии, между 108-117.975 МГц лежит узенький диапазон министерства обороны Великобритании (MOD/CCA диапазон- о нём я расскажу отдельно). Таким образом, часть частот гражданской авиации, находится в пределах 118-135 МГц, и именно там, происходит все радиообщение авиационного сообщества.

Из практичеких наблюдений, распределение служб, организовано следующим образом:
  • 118-121 МГц: наземные службы аэропорта
  • 121-135 МГц: авиационный диапазон
Однако, не смотря на призрачную простоту, главная проблема отладки сканера частот в этом диапазоне, заключается в такой "хитрой" особенности авиационного диапазона - что каналы в нём ДУПЛЕКСНЫЕ, следовательно, приём и передача одного и того же канала, расположены на разных частотах.

Таким образом, частоты авиадиспетчеров кратны 5 КГц, а вот "ответные" частоты на которых отвечают пилоты самолётов, кратны между собой 8.33 КГц. Иными словами, если авиадиспетчер запрашивает на частоте первого канала - 118.005 МГц, то ответ борта, на том же первом канале, будет уже на частоте 118.000 МГц. Условно, весь диапазон разбит на 190 блоков по 12 парных каналов в каждом. Сразу упомяну, что каналы можно прослушивать в режиме АМ (амплитудная модуляция), при ширине полосы (bandswitch) в 3,80-6 КГц. Что касается ширины полосы канала, то моих наблюдений пока недостаточно что бы точно установить, по какому принципу в диапазоне от канала к каналу, "гуляет" ширина полосы. Самолёты, в большинстве случаев, традиционно используют узкую полосу в 3-4 КГц, передающую только голосовую информацию, а вот наземные службы, как правило общаются с куда более качественной шириной в 7 КГц. Я же, пока придерживаюсь чисто экспериментальной фиксации характеристик канала, которая исходит из практических наблюдений за активностью той, или иной частоты.
Полный список всех частот авиаканалов для сверки и подстройки, доступен вот этом документе.
Некоторые интересные радиочастоты, которые стоит послушать в центральной Англии.

  • 121.025 (7 КГц) - диспетчер авиаузла
  • 134.175 (7 КГц) - пребывающие в аэропорт Ист-Мидландс (EMA)
  • 134.425 (7 КГц) - Диспетчер Манчестерского авиаузла (STAFA MAN)

Как сканировать

Если вы используете стандартный плагин сканер+менеджер частот для SDRsharp, то вариантов не много. Выставить полосу в 1 КГц или 1.25 КГц, задать диапазон и ширину полосы канала 4.8 КГц. Правда, есть существенный минус - из-за того, что каналы диспетчеров и бортов не кратны, часть каналов вы "поймаете" без подстройки, а значит с шумами и сдвигами по частоте. Настройки, примерно как на картинке ниже.

После ряда экспериментов, я всё же остановился на комплекте плагинов FMS (скачать можно вот тут), как наиболее подходящий для подобных задач, хоть и непомерно навороченный. Отличительная его черта, это подстройка сканера в режиме свободного сканирования заданного диапазона (как с учётом шага сетки SDRsharp, так и в свободном режиме на автоподстройке центра частотного канала).

Тем не менее, самое замечательное в этом плагине, так это возможность сканирования по группам. Иными словами, вы заносите в БД интересующие вас частоты (потребуется некоторое время для калибровки и выяснения параметров каждого канала), присваиваете им группу, после чего отпускаете сканер "погулять" с настройками поиска частот в группе. В этом случае, вне зависимости от того как расположены каналы, сканер будет "слушать" конкретные частоты предварительно вами выбранных каналов (кстати, этот плагин учитывает Shift, шумодав и параметры фильтра, для каждого внесённого в БД канала, так что рекомендую подогнать каждый из них перед внесением в БД). Практика показывает, что в пределах одного авиаузла, активных каналов с хорошим приёмом, можно насчитать около двух десятков. Внести их в базу - не составит труда и не займёт много времени.

Советы

Для начала, приведите в порядок антенное хозяйство. От себя добавлю, что уже три года активно экспериментирую с разными видами самодельных и "рекомендуемых" радиогуру антенн авиационного диапазона, однако все они и близко не стояли по сравнению с простенькой квадрифилярной антенной, когда-то сделанной мной, для приёма сигналов с погодных спутников NOAA (справедливости ради, укажу что SDR-девайс, смонтирован прямо в коробочке под антенной, но это, предмет отдельного повествования..). Удивительно, что эта же антенна, показывает просто феноменальные результаты и по перехвату ADS-B на 1090 МГц, хоть и "по науке" совершенно этому диапазону не подходит.


Так или иначе, если вы наладили антенну, пора приступать к разведке боем. Для начала, запаситесь терпением и посидите на диапазоне, пытаясь выяснить часть его, наиболее активную в вашем регионе. В моём случае, вся активность лежит между 135-137 МГц и обусловлена работой с близлежащим аэропортом в Ноттингеме (EMA) и потоком транзитных рейсов с юга Англии и континентальной Европы, идущими через зону Манчестерского авиаузла (MAN STAFA) в Манчестер, Шотландию, Ирландию или Америку.

Конкретно в моём случае, все активные частоты, расположены в районе - 134.175 (7 КГц) на котором связываются все пребывающие в местный аэропорт Ист-Мидландс (EMA) самолёты. Небольшая разведка боем, за несколько дней радионаблюдений, позволила выявить и занести в базу данных, почти все активные каналы.

Сразу скажу, что: - не вносите "бортовые" каналы, уровень сигнала на которых низкий, поскольку вы очень быстро устанете от прослушивания бортов, находящихся от вас за полторы сотни километров, с шумами и треском на фоне закрывающегося шумодава. Второе - поскольку функция коррекции по частоте (shift), работает с некоторым причудами даже с рядом стоящими каналами, обязательно сверяйте частоты с таблицей каналов, ссылку на которую я приводил в начале статьи. Иными словами, предположим, если на "водопаде", вы поймали активную частоту 134.424 674 МГц, необходимо сверить её с таблицей реальных частот каналов. В этом случае, вы быстро выясните ближайший канал и то, что на самом деле вы слушаете частоту -134.425 000 (а частота как и водится, немного дрейфанула).

Далее, выставляете в SDRsharp частоту 134.425 и во время активности на частоте, аккуратно "shift_ом" подгоняете несущую под центр канала. Затем, аккуратно подгоняете ширину полосы. Всё, теперь нажимаете кнопку "EDIT" в плагине FMS (ссылка в начале статьи) и таким образом, заносите канал в базу данных, при этом напомню, плагин запомнит ВСЕ установки под конкретно эту частоту и в будущем, будет учитывать как ширину полосы фильтра, так и "шифт" или даже величину подавления шумодава именно на ЭТОЙ частоте.

Когда соберёте коллекцию активных каналов, соберите их в импровизированную группу, после чего... используйте сканирование в группе. Сканер пойдёт "гулять" только по занесённым вами частотам. Вот как бы и все... Удачи! С вами был клуб "Сигма Танго 26"...

Комментариев нет:

Отправить комментарий